Картинки из квадратов \ О гармоническом \ Бинарность \ Китайская специфика \ Популярное введение в "И Цзин" \

10.4.2.1.3. Краткая история "И Цзин" ©

 
Начало см. здесь и здесь.
История И Цзин восходит к самому началу Вселенной. В китайской космологии считается, что до начала Вселенная была совершенной пустотой, называемой Му Чи и символизируемой пустым кругом. Му Чи означает полную пустоту, или вакуум.
В современной западной космологии все еще принята теория Большого взрыва. До Большого взрыва, создавшего пространство и время, мир пребывал в состоянии сингулярности, то есть представлял собой объект бесконечной плотности и содержал в себе всю материю и все силы Вселенной.
Затем произошел Большой взрыв, и в этот момент возникло все — время, пространство и материя.
В китайской картине мира все возникло из Му Чи. Случился переход в новое состояние, называемое Тай Чи, представленное кругом, в котором белый полукруг и черный полукруг переходят друг в друга.
Тай Чи
Символ Тай Чи — наиболее важный и наглядный символ в китайской философии. Круг с белой и черной сторонами символизирует двойственность инь и ян — двух сторон всех вещей, присущих всему во Вселенной.
Концепция Тай Чи предполагает, что все во Вселенной обладает двойственностью инь и ян, подобно двум сторонам одной монеты. Например, всегда присутствует различие между мужчиной и женщиной, добром и злом, черным и белым, верхом и низом, темным и светлым и т. д.
С точки зрения китайской космологии, как только возникли аспекты инь и ян, все приобрело смысл и так смысл появился во всей Вселенной.

Концепция Тай Чи — инь и ян — выглядит очень просто, но именно она является фундаментальной характеристикой Вселенной и придает значение жизни.
Нетрудно представить себе приземление на планете, где нет инь и ян, мужчин и женщин, добра и зла, черного и белого, верха и низа ... Это был бы бессмысленный мир.
Тай Чи является именно тем понятием, которое передает основную двойственность инь и ян, привносящую смысл в наши жизни.
Символ Тай Чи также показывает, что эти два качества не противоположны, а взаимодополняемы. Символ показывает, что черная и белая стороны перетекают друг в друга.
Кроме того, существует белая точка на черной стороне, что означает наличие качества инь внутри ян и качества ян внутри инь. Инь и ян не противоположны, но комплементарны и гармонично взаимосвязаны.

Эта концепция Тай Чи также лежит в основе И Цзин. Согласно историческим хроникам, мудрец по имени Фу Си, живший в Китае около 4500 г. до н. э., постиг глубинное значение инь и ян путем наблюдения за природой.
Он ввел 8 символов, чтобы записать свои наблюдения. Эти символы созданы на основе инь и ян. Фу Си использовал непрерывную линию для обозначения ян, а прерывистую — для инь. Таким образом, из концепции Тай Чи получилось 4 символа.
Однако, для того чтобы создать банк данных, полученных в результате наблюдения за природой, четырех символов оказалось недостаточно. Поэтому он добавил еще одну линию и получил трехлинейные символы, названные триграммами.
Максимальное число комбинаций, которое он мог построить с тремя линиями инь и ян, равнялось восьми. Отсюда мы имеем широко известные 8 триграмм. Следующий рисунок показывает, как 8 триграмм развиваются из первоначала — Му Чи.
Эти 8 триграмм суть символы явлений природы, замеченных Фу Си. Они включают Землю, Гору, Воду, Ветер, Гром, Огонь, Озеро и Небо.
Эти символы на современном языке можно считать самым примитивным банком данных для хранения информации. Именно концепция инь и ян позволила открыть двоичную систему счисления, лежащую в основе современной вычислительной техники.
О связи триграмм с процессом становления двоичной системы счисления (и об участии в этом процессе Лейбница) см. здесь.

Но все равно, возможности 8 триграмм ограничены и мы нуждаемся в более объемных файлах для сохранения огромных объемов информации.
Поэтому был изобретен удачный способ расширения объема информации, хранящейся в 8 триграммах: одна триграмма располагается над другой и вместе они образуют гексаграмму из 6 линий.
Так возникают 64 гексаграммы. Согласно историческим хроникам, это изобретение сделал король Вэн, создавший 64 гексаграммы и последовательно раскрывший их смысл.
Король Вэн жил в последние годы династии Шань, около 1120-х гг. до н. э. Последний император Шань был жестоким правителем, и простой народ ненавидел его. Король Вэн попытался совершить революцию, но был схвачен солдатами и брошен в тюрьму.
Во время пребывания в темнице король Вэн коротал время за рассмотрением триграмм и изобрел гексаграммы, поместив одну триграмму над другой.
Он также написал истолкование значения каждой из полученных гексаграмм, линия за линией. Так он составил текст И Цзин, который стал первой частью "Книги перемен", дошедшей до нашего времени.
Эта часть книги также известна под названием "Книга Гуа". Слово "гуа" означает триграммы и гексаграммы.

Прошло 500 лет, и Китай вступил в период Воюющих царств. Великий ученый и философ Конфуций прилежно изучал И Цзин и добавил свои комментарии к книге Вэн Вана.
Эти комментарии называются "Десять крыльев" и служат дополнением к "Книге Гуа" короля Вэна, и вместе они составляют "Книгу перемен".
К началу данной страницы  
Картинки из квадратов \ О гармоническом \ Бинарность \ Китайская специфика \ Популярное введение в "И Цзин" \