Картинки из квадратов \ Игры для детей \

4.3. Мозаики

4.3.1. Мелкая мозаика (Версия A)         4.3.2. Мелкая мозаика (Версия B)
4.3.3. Средняя мозаика (Версия A)         4.3.4. Средняя мозаика (Версия B)
4.3.5. Крупная мозаика (Версия A)         4.3.6. Крупная мозаика (Версия B)
4.3.7. Мозаика с 6-ю крупными исходными квадратами
4.3.8. Мозаики с бордюрчиками
В представленных в данном Разделе программах можно собрать огромное количество узоров (или каких-либо других конструкций) в духе известной развивающей игры Б. П. Никитина "Сложи узор". Складывание очень облегчается наличием сетки.
После того, как вы, перетащив мышью некоторый квадрат, бросите его в каком-либо месте экрана, он "прилипнет" к ближайшим от него линиям сетки.
Это чрезвычайно облегчает сборку мозаик из квадратов. Нужно просто подтащить квадрат "примерно" к нужному месту, а он уже сам "точно" встанет на него.
Предлагаются три реализации игры: с крупными, средними и мелкими квадратами (крупные квадраты — 60 пикселов, средние — 30 и мелкие — 15). Каждая реализация изготовлена в двух версиях. Версия B раскрывается на весь экран, тогда как Версия А работает в стандартном окне броузера. Чтобы вернуться обратно из Версии B, нажмите на клавиатуре CTRL + W.
Как всегда, у левой стороны окна программы расположен набор из 13-ти исходных квадратов. Как только вы возьмете мышью какой-либо квадрат из этого набора, на его месте сразу же автоматически создастся новый квадрат того же размера и цвета.
Таскайте мышью квадраты из исходного набора и складывайте из них мозаику. При необходимости, отдельные квадраты из складываемой мозаики можно удалить. Для этого наведите на подлежащий удалению квадрат указатель мыши и нажмите на клавиатуре клавишу с буквой z.
Вы можете поменять цвета квадратов, входящих в исходный набор. Для этого нажмите на кнопку "Исходный квадрат" вверху окна программы. Откроется панель установки цвета исходных квадратов. Определитесь с номером исходного квадрата, цвет которого вы желаете поменять. Предполагается, что исходные квадраты занумерованы сверху вниз, начиная от нуля и заканчивая 12-ю. По умолчанию считается, что вы будете менять цвет нулевого квадрата. Если это не так, установите номер желаемого квадрата, выбрав его из выпадающего списка, расположенного в левом верхнем углу панели.
Теперь введите в поле под кнопкой "Цвет" шестнадцатиричный код нового цвета (его можно легко подобрать при помощи программ из Раздела 2.2.1). Если вы вводите этот код с клавиатуры (а не вставляете из буфера обмена), то не забудьте переключить клавиатуру на английскую раскладку. В заключение, нажмите кнопку "Цвет", чтобы применить новое значение цвета к выбранному исходному квадрату.
Можно также поменять и цвет фона. Для этого введите вверху окна в поле под кнопкой "Цвет фона" шестнадцатиричный код нового цвета фона (его можно также легко подобрать при помощи программ из Раздела 2.2.1) и нажмите кнопку "Цвет фона", чтобы новое значение установилось.

После того, как мозаика будет собрана, вы можете сохранить ее в виде html-файла. Для этого наведите сначала указатель мыши на кнопку "Картина" и в появившемся меню выберите пункт "Перерисовать". Ваша мозаика перерисуется в новом окне, которое будет раскрыто на весь экран. Дальнейшие действия по сохранению подробно описаны на Странице 2.1.4.
Перед процедурой сохранения вы можете передвинуть собранную вами композицию, чтобы она более гармонично смотрелась на пространстве экрана. При этом для удобства вы можете скрыть исходные квадраты (нажав соответствующую кнопку вверху окна программы), поскольку эти квадраты все равно сохраняться не будут.
Чтобы подвигать свою композицию "как единое целое" по пространству экрана, наведите сначала указатель мыши на кнопку "Картина" и в появившемся меню выберите пункт "Сдвинуть". Откроется панель установки параметров сдвига. Если эта панель открылась на неудобном для вас месте, то перетащите ее мышью туда, куда сочтете нужным.
По умолчанию предполагается, что сдвиг будет производиться с шагом в одну клеточку и через промежуток времени, равный одной секунде (1000 миллисекунд). Вы можете поменять эти значения, набрав нужные вам в соответствующих полях панели и обязательно нажав после этого кнопки "Шаг" или "Скорость", чтобы вновь введенные значения установились.
Теперь определитесь с тем, куда вы желаете сдвинуть свою композицию: вверх, вниз, влево или вправо, и нажмите соответствующую кнопку на панели. После того, как процесс сдвига запущен, остановить его будет можно, нажав на кнопку "Стоп!". Пожалуйста, обратите внимание! Если, например, вы нажали на кнопку "Влево", а затем, с целью остановить движение (или случайно), повторно нажали на эту же кнопку, то вы уже никак не сможете остановить процесс сдвига. Вам придется нажимать на кнопу "Обновить" в окне броузера (или кнопку F5 на клавиатуре), после чего набранная вами композиция будет утеряна.
Поэтому никогда не нажимайте одну и ту же кнопку с указанием направления сдвига дважды, не разделив эти нажатия нажатием кнопки "Стоп!". А вот нажимать кнопки с указанием различных направления сдвига (например, "Влево", "Вправо" или "Влево", "Вправо", "Вверх", "Вниз"), не разделяя их нажатия нажатием кнопки "Стоп!", вполне возможно. Этим вы заставите свою композицию "плясать" на экране, что иногда может доставить удовольствие. Параметры пляски можно регулировать при помощи значений шага и скорости сдвига. Останавливается пляска нажатием кнопки "Стоп!".

Не исключено, что после того, как вы сохраните собранную вами мозаику в виде html-файла, вам захочется отредактировать ее. Для этого откройте ее в броузере, по методу, описанному на Странице 2.1.3, захватите с экрана ее код и вставьте его в программу для сборки мозаик. Вставка осуществляется следующим образом. Наведите указатель мыши на кнопку "Картина" вверху окна программы и в появившемся меню выберите пункт "Загрузить". Через пару секунд мозаика загрузится в программу и станет доступной для редактирования.
В качестве одного из вариантов при создании мозаики "с нуля" вы можете перед началом работы загрузить в программу палитру, предварительно созданную в программе для динамического подбора цветов. Это позволит вам за один раз изменить цвета исходных квадратов и фон, заданные по умолчанию. Загрузка палитры ничем не отличается от описанной выше загрузки в программу ранее сохраненной мозаики.
Еще один вариант: перед началом работы вы можете загрузить в программу любую "картинку из квадратов" из галереи работ (или какой-нибудь отдельный фрагмент), а затем уже дорисовать к ним свою мозаику. Откройте понравившуюся вам картинку в броузере, по методу, описанному на Странице 2.1.3, захватите с экрана ее код и вставьте его в программу для сборки мозаик (как было описано выше).
Имеется такая интересная возможность: при помощи опции сдвига можно заставить загруженную картинку плясать на экране (как это было описано выше). Попробуйте заставить плясать лягушонка, солнышко или осла. Если панель сдвига будет мешать наслаждаться танцами, то ее на время можно закрыть и потом открыть уже только для того, чтобы остановить танец.
А вообще говоря, собранные вами мозаики могут быть обработаны в любой программе из Раздела 2.  Т. е. они могут быть перекрашены, сдвинуты, увеличены, на их основе могут быть созданы анимационные ролики и т. д. При помощи врезателя вы можете врезать в мозаики какие-либо изображения из Банка фрагментов (или другие мозаики).

Маленькому ребенку лучше начинать играть с крупной мозаикой. Однако в той ее реализации, которая содержится в Разделах 4.3.5 и 4.3.6, исходные квадраты, размещенные у левой стороны окна программ, наложены друг на друга, что, как показал опыт, иногда вызывает у малышей затруднения.
Чтобы избежать этих затруднений, мною была изготовлена мозаика с 6-ю крупными исходными квадратами, которые не наложены друг на друга (как показывает опыт, большего числа квадратов для начала и не нужно).
Наконец, в Разделе 4.3.8 представлены "мозаики с бордюрчиками", в которых моя работа по созданию "мозаичных" программ доведена до определенного совершенства. Наличие бордюрчиков у квадратов позволяет создавать очень эффектные композиции, недостижимые для мозаик без бордюров. Кроме того, в данном Разделе инициирована одна очень перспективная идея: создание галерей образцов для сборки, которые можно легко вставлять в основную программу.
"Мозаики с бордюрчиками" могут рассматриваться как второе звено в цепи развивающих игр для самых маленьких детей. Первым же звеном этой цепи является игра "Таскание квадрата". После того как ребенок, до этого ни разу не бравший в руки мышку, научится таскать по экрану квадрат, он может переходить к сборке простейших конструкций в представленных в Разделе 4.3.8 программах.
Следует, однако, отметить, что сами по себе игры по сборке мозаик значат не так уж и много. Главное — это как много интересных для детей игровых сюжетов можно организовать в их рамках. Причем меня в основном будут интересовать "математически значимые" сюжеты, в которых, несмотря на их простоту, были бы зашифрованы определенные математические конструкции или соотношения (эти последние ребенку все равно придется изучать, когда он повзрослеет).
В Разделе 4.3.8.5 предложен ряд таких сюжетов, основанных на древнегреческом учении о "фигурных числах". В рамках этих сюжетов можно, в частности, проверить на практике утверждение Г. Домана о том, что маленький ребенок обладает способностью быстро схватывать "правила игры", когда мы обучаем его отдельным фактам.
4.3.1. Мелкая мозаика (Версия A)         4.3.2. Мелкая мозаика (Версия B)
4.3.3. Средняя мозаика (Версия A)         4.3.4. Средняя мозаика (Версия B)
4.3.5. Крупная мозаика (Версия A)         4.3.6. Крупная мозаика (Версия B)
4.3.7. Мозаика с 6-ю крупными исходными квадратами
4.3.8. Мозаики с бордюрчиками
К началу данной страницы
Картинки из квадратов \ Игры для детей \