|
7.3.1.1.2.3.1. Краткий обзор "Государства"
©
|
|
Обширное "Государство" Платона, по-видимому, писалось много лет, поскольку на нем заметны отпечатки разных настроений Платона, свойственных ему в течении всей его жизни после смерти Сократа.
По многостороности философской и научной задачи, разработанной в "Государстве", диалог этот может считаться изложением
всей системы Платона зрелого периода его жизни и деятельности, за исключением космологии, изложенной в
"Тимее" позднем сочинении Платона, и диалектики, изложенной в "Пармениде" и "Софисте".
Название сочинения "Государство" (или "О государственном строе") могло бы показаться слишком узким по отношению к его содержанию.
Однако оно вполне понятно. Во-первых в эпоху Платона в греческой философии не было еще понятия и соответственно термина, выражающего позднейшее понятие системы. Да и композиция диалога не отвечает форме системы: переход от вопроса к вопросу обусловлен не столько строго логическим и систематическим построением и изложением содержания, сколько свободным движением мысли в ходе беседы.
Во-вторых, и это значительно важнее название диалога определяется чрезвычайно существенной чертой древнегреческого мышления и мировоззрения, свойственной не только одному Платону.
Черта эта составляет полную противоположность индивидуализму западноевропейского мышления Нового времени. Состоит она в убеждении, что свободный член общества неотделим от государственного целого, которому он принадлежит, и что в зависимости от этой связи и по ее образцу должны решаться все основные вопросы философии.
Первую книгу этого диалога большинство ученых относят к раннему периоду творчества Платона, когда он до некоторой степени соприкасался с модными тогда софистическими учениями о прогрессе.
Вторая и третья книги отличаются особым ригоризмом в отношении к искусству и художественному воспитанию.
В пятой книге Платон делает из своего учения об идеях решительные выводы относительно общности жен и детей.
Книга шестая прославилась своей концепцией беспредпосылочного начала, которая получила такую большую популярность в неоплатонизме.
В седьмой книге дается знаменитая аллегория с
пещерой.
В книгах восьмой и девятой читатель найдет беспощадную критику тогдашних форм правления.
Наконец, десятая книга посвящена традиционному платоновскому учению о круговороте душ и тел.