|
7.3.2.3.13.1.5. Расширение пифагорейской четверки до шестерки (senario)
|
|
pdf - файл всей статьи можно скачать здесь:
Ниже приведены сс. 38 39.
Конечно, относительно этого отрывка является оправданной некоторая ирония г-на Zub01'а:
Из статьи (разд. 5) может создаться впечатление, что-де впервые со времен античности Царлино "ввел в оборот музыкальной теории" чистые терции ("расширил пифагорейскую тетраду до шестерки-senario"). Дескать, "надо полагать, что он тщательно вчитывался в древние трактаты, и пришел к выводу, что с этим положением (т.е. что звучащая материя "ограничивается четверкой чисел" Z01) придется покончить, и он покончил".
В воображении неискушенного читателя может возникнуть картина вроде следующей: Царлино денно и нощно корпит над древними манускриптами, осторожно переворачивая пожелтевшие, изъеденные крысами и загаженные мышами страницы одну за другой... Но его взору представляется всё одно и то же, одно и то же: четверка, четверка, только четверка... а интервалов с пятерками (и шестерками), требуемых современной ему музыкой, так нигде и нет!.. И вот... он резко встаёт раздается визг задремавшей было рядом на полу кошки, пришибленной упавшим креслом, ударяет кулаком по столу содержимое подпрыгнувшей чернильницы окончательно уничтожает написанное на старинном пергаменте и кричит в кухню жене: "мы пойдем другим путём! с этим положением надо покончить!".
Так, конечно, быть не могло, и, мню, даже при самом упрощенном изъяснении указанного важнейшего теоретического достижения Царлино, совершенно необходимо хотя бы кратко упомянуть, что чистая терция была "изобретена" задолго до него, да и, по большому счету, чистая диатоника Царлино это "возрождение в новом виде" "хорошо забытого старого".
Именно: чистая терция как минимум появилась у пифагорейца (!) Архита Тарентского. Его деления тетрахорда упоминаются у Птолемея и, a propos, у Боэция (!). (Соответствующая боэциева главка, ещё раз a propos, имеется в сборнике Musica Latina, у которой соавтор та же самая Поспелова (!)).
Именно: чистая терция как минимум появилась у пифагорейца (!) Архита Тарентского. Его деления тетрахорда упоминаются у Птолемея и, a propos, у Боэция (!). (Соответствующая боэциева главка, ещё раз a propos, имеется в сборнике Musica Latina, у которой соавтор та же самая Поспелова (!)).
Более того, еще в 1940-50-х годах ван дер Варден блестяще обосновал старую гипотезу Таннери о том, что Архит получил свои интервалы (в т.ч. чистую терцию) арифметико-гармоническим делением квинты и кварты т.е. Царлино опять же, по-существу, по-новому возродил "старое", рассматривая деление квинты арифметическим и гармоническим средними.
Информация о numero Senario от Cristiano M.L. Forster
Cristiano M.L. Forster
Musical Mathematics.
On the Art and Science of Acoustic Instruments.
Chronicle Books (July 14, 2010).