Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ "Основы гармонического языка" (А. С. Оголевец) \ Строение тональной системы \
 

7.3.2.4.2.1. Переходим к нетемперированному строю ©

Начало см. здесь.
Все, что до сих пор сказано о тональной системе, не может быть абсолютно убедительным, так как у читателя может возникнуть представление, что мы апеллируем лишь к орфографии.
В самом деле, составляет ли разницу для пианиста звук соль-диез или ля-бемоль? Конечно, нет.
Отсутствие ощутительной разницы между этими звуками, поскольку темперированные инструменты, полученные послебаховскими поколениями, принимали значительное участие в деле организации музыкального материала в творчестве почти всех композиторов,
должно было повести (и повело) к нивелировке этих принципиально различных значений.

Все, что мы говорили до сих пор о тональной системе, было взято нами под обычным углом зрения европейского музыканта, воспитанного на мажоре и миноре и на определенных традициях классической литературы.
Поскольку послеклассическая эпоха привела к видимому разнообразию гармонических средств, поскольку как раз в период, совпадающий с реформой темперации и ближайший после нее,
орфография еще в той или иной мере должна была создавать представления о реальной разнице между звуками повышенными и пониженными,
постольку мы и взяли ранний классический период в основу осознания функций звуков, составляющих периодическую систему.
Поэтому мы руководствовались в избираемых функциональных представлениях, примерно, эпохой Моцарта.

Для тональной системы мы получили квинтовую цепь.
В дальнейшем мы исследуем именно этот принцип строения тональной системы, наряду и с "строением" тональности по другим воззрениям,
вскрывая порочность представления, что пятый обертон в значении большой терции (имеющий иную функциональную роль — уменьшенной кварты) может оказывать какое-либо влияние на ладообразование в диатонической музыке.
Здесь же мы скажем лишь о том, что мы шли в наших выкладках простейшим путем, принятым в музыке, именно — модулировали по квинтовому кругу.
(Мы отнюдь не постулировали квинтовую цепь, а вывели ее звено за звеном, основываясь на модуляции в тональность, отстоящую на квинту от исходной. А это является основой основ практической музыки во всех ее проявлениях в эпоху классицизма, простейшей органической основой музыкальной формы, вне понимания которой невозможно овладение более сложными музыкальными формообразованиями).
Получилась цепь совершенно твердых высотных значений звуков, в каждой группе из трех "тональных функций" одинаковые звуки звучат даже в детемперированном строе одинаково,
что исключено в системе "чистого строя", где, например, для звука ля в зависимости от способа расчета возникают различные значения.
Да и не могло быть иначе, ибо мы при исследовании тональных значений звуков, независимо от бесконечного модулирования, не сдвигали исследуемого звука, т. е. не меняли его высоты.
Каждая клеточка в вышеприведенных таблицах добыта при помощи гармонического стояния на этом звуке.
Поэтому мы можем исследовать все расстояния между звуками в квинтовом ряду в нетемперированном строе, в их подлинном значении, освободившись на время от недостатков темперации.
Продолжение см. здесь.
  К началу данной страницы
Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ "Основы гармонического языка" (А. С. Оголевец) \ Строение тональной системы \