Картинки из квадратов \ Уголок Томаса Манна \ Колодец прошлого \

11.1.3. Как ЭТО было (коротко) ©

Адам — имя первого человека, родоначальника всего человечества. Был сотворен в шестой день творения мира из горсти земли по образу и подобию Божию. Бог вдохнул в него душу, дал владычество над животными, поселил в Эдеме, из его ребра сотворил ему жену, Еву.
Адам и Ева, прельщенные змеем-искусителем, вкусили от плода с древа познания добра и зла и навлекли на себя гнев Божий. Грех их падет на головы всего их потомства. Адам и Ева, изгнанные из Эдема, жили долго и имели сыновей, первыми из которых были Каин и Авель.
Ева — первая женщина, жена Адама, сотворенная Богом из его ребра. Прельщенная дьяволом, принявшим облик змея, она нарушила единственную заповедь Бога — не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Бог изгнал Адама и Еву из рая, обрекая Адама на труд в поте лица, а Еву на рождение детей в муках.
У Евы и Адама было много детей, первые — Каин и Авель.

Каин — старший сын Адама и Евы, убивший своего брата Авеля за то, что жертва Авеля была принята Богом, а жертва его, Каина — нет.Бог проклял Каина, первого убийцу. Имя Каина стало нарицательным обозначением жестокого человека, убийцы.
Авель — младший сын Адама и Евы, убитый своим братом Каином. Каин возделывал землю, Авель пас стада. Однажды они принесли жертвы Богу: Каин — плоды посевов, Авель — первенцев животных. Дар Авеля был угоден Богу, дар Каина —отвергнут. Каин убил Авеля.
. . .      . . .      . . .      . . .      . . .      . . .
. . .      . . .      . . .      . . .      . . .      . . .
Ной — десятый и последний из допотопных патриархов по прямой линии от Адама. Его имя и жизнь тесно связаны со страшным событием, истребившим мир — всемирным потопом. За грехи людей Бог решил истребить их, оставив в живых единственного праведника — Ноя с его сыновьями Симом, Хамом и Иафетом и их женами.
Бог велел Ною построить ковчег, поместить туда его семью и всех животных по паре, чтобы они не исчезли, затем наслал на землю потоп, покрывший все своими водами. Долго носился ковчег Ноя по волнам, пока не пристал к горе Арарат в Армении, где старец сошел на землю и стал жить, возделывая виноград.
Раз выпил Ной виноградного вина, опьянел и лежал обнаженный. Дети его увидели это, и Хам стал насмехаться над отцом, а Сим и Иафет прикрыли его наготу. За непочтительность к отцу Хам был лишен благословения и имя его стало нарицательным, обозначая невоспитанного, грубого человека.
Умер Ной, как гласит Библия, 950 лет от роду, потомство же его распространилось по всему свету.

Авраам — патриарх, избранник бога Яхве, родоначальник евреев и арабов, получил призвание Бога оставить свою родину и идти в землю Ханаанскую, которая станет родиной его потомства.
Аврам был сыном Фарры, потомка Сима. Родился он в Уре Халдейском, где прожил первые семьдесят лет своей жизни. Жена Авраама, Сарра, была бездетна и предложила ему в наложницы свою служанку Агарь, которая родила ему сына Измаила. Когда Аврааму было 99 лет, ему явился Господь и обещал многочисленное потомство от сына, которого родит Сарра.
Позже явились Аврааму три ангела и подтвердили обещанное Богом. Сарра родила сына, названного Исааком.
Измаил, сын Агари, насмехался над Исааком, и Авраам выгнал его вместе с матерью из дома.
Господь решил испытать Авраама в его вере и велел принести в жертву сына его, Исаака. Авраам повиновался и готов был уже зарезать сына, но ангел удержал его руку.
Умер Авраам 175 лет.

Ханаан (покорная, подвластная земля) — древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии. Название пошло от сына Хама и внука патриарха Ноя. Ему было возвещено проклятие рабства, которое навлек на себя Хам своими насмешками над спящим отцом. Ханаан имел многочисленное потомство, известное под общим именем Хананеев.
Хананеи поселились в Палестине прежде израильтян. К моменту исхода евреев из Египта Ханаанская земля была густо заселена многочисленными народами, которые были могущественнее израильтян. Там возникли большие города, укрепленные стенами, процветало хлебопашество, виноделие, торговля. Однако между Ханаанскими племенами не было единства, их раздирали междоусобные противоречия и войны, к тому же они были язычниками и идолопоклонниками.
Завоевав землю Обетованную, израильтяне покорили хананеев, но Финикия и Ливан почти не были подчинены, поэтому хананеями часто называли торговцев и купцов, в изобилии населявших эти земли.

Сарра — жена старца Авраама. У Сарры с Авраамом не было детей, а возраст был уже преклонный. Сарра предложила Аврааму взять в наложницы их служанку Агарь, которая родила ему сына Измаила. Сарра, возмущенная пренебрежительным отношением служанки, изгнала ее из дома. Когда Бог пожелал, чтобы Авраам стал родоначальником избранного народа, у Сарры родился сын Исаак.
Исаак — сын Авраама и Сарры; от него пошел род, давший миру Спасителя. Когда Исааку было 25 лет, Авраам, отец его, получил повеление от Бога принести сына в жертву. Авраам безропотно подчинился, но ангел в последний момент отвел его руку с ножом от горла сына. Это было испытанием веры Авраама.
Сорока лет Исаак женился на Ревекке, привезенной его слугой из Месопотамии по желанию Авраама. 20 лет у них не было детей, затем родились два сына - Исав и Иаков. К старости Исаак почти ослеп, чем воспользовалась Ревекка, научив любимого сына Иакова, как получить благословение отца, предназначенное старшему сыну.
Исаак скончался 180 лет от роду. Считается, что он был один из трех, не имевших греха и что он получил от Сима знание Божественного откровения.

Иаков — один из патриархов израильских, младший сын Исаака и Ревекки, любимый сын матери. Брат его Исав, с которым они были близнецами, продал ему первородство за чечевичную похлебку. Следуя наставлениям матери, Иаков получил благословение отца, предназначенное брату.
Из-за этого вынужден был бежать в Месопотамию; на пути у него было чудесное видение — лестница, соединяющая землю и небо, обещаны были благословение и покровительство.
В Месопотамии Иаков служил семь лет у своего дяди, чтобы получить в жены его дочь Рахиль, но дядя обманом выдал за него старшую, Лию, и Иакову пришлось служить еще семь лет, чтобы жениться на Рахили.
Вернулся домой богатым, помирился с братом. Сыновья его, которых было двенадцать, завидовали своему брату Иосифу и продали его в Египет, сказав отцу, что он погиб.
Иаков очень горевал по сыну, и когда тот взял его к себе, дожил свою жизнь в радости, умерев в Египте в почтенном возрасте. За верность Богу стал символом всей Церкви.
Иосиф — сын патриарха Иакова и Рахили. Отец любил его за доброту и простодушие, а братья ему завидовали, возненавидели его, продали в Египет, а отцу показали окровавленную одежду, сказав, что его растерзали дикие звери. В Египте Иосиф, благодаря своей честности, постепенно возвысился и стал первым советником фараона. Взял в Египет своего отца и братьев, простив их. Жил Иосиф 110 лет, завещав похоронить себя на родине, что и было исполнено Моисеем.

Моисей — вождь и законодатель еврейского народа, пророк и первый священный бытописатель. Когда он родился в Египте, фараон велел истребить всех еврейских младенцев, поэтому мать положила его в корзину и пустила по Нилу, где его нашла дочь фараона и воспитала.
Моисей достиг высокого положения при дворе фараона, но по велению Господа стал служить своему народу, вывел его из Египта и дал ему Закон.
Моисей повел евреев в землю Обетованную, но они проявили неверие и малодушие, за что должны были скитаться по пустыне сорок лет, пока не умрет последний из них, родившийся в египетском рабстве.
Сам Моисей тоже не мог войти в землю Обетованную и сделал своим преемником Иисуса Навина. Умер Моисей 120 лет, увидев издали ту землю, куда стремился всю жизнь. Могила его неизвестна.
Закон Моисеев состоит из пяти книг (Пятикнижие), являющихся частью Ветхого Завета. "И не было более у Израиля пророка как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу," — сказано в Библии.

Иисус Навин — слуга и преемник пророка Моисея. Предводительствовал израильскими воинами в битве с амаликитянами, которые напали на израильтян на пути из Египта. Навин и ведомые им воины победили врага. Моисей при этом стоял на холме, и когда он поднимал руки, одолевал Израиль, когда опускал — одолевал Амалик.
Моисей избрал Навина своим преемником, поставив во главе израильского народа, с которым он вступил в землю обетованную. Перейдя реку Иордан, Навин взял без боя город Иерихон, стены которого пали от трубных звуков священников.
Во время битвы под Гаваоном солнце, по слову Навина, стояло над городом, пока израильтяне не победили. Иисус Навин очистил всю землю Обетованную и разделил ее между родами израилевыми.
Умер Иисус Навин на 110-м году жизни.

Амаликитяне — могущественный некогда народ, занимавший территорию между Палестиной и Египтом. В книге Чисел его называют первым из народов. Были разбиты израильтянами под командованием Иисуса Навина и с помощью пророка Моисея на пути из Египта, затем терпели поражения от Саула и Давида. За грехи амаликитян Бог наказал их, и народ этот исчез с лица земли.
Палестина — общее название земли евреев(земля Господня, святая земля, земля Израилева, земля Обетованная). Первоначально это название употреблялось для обозначения приморского берега земли, занятой филистимлянами. Палестина лежала в самом центре древнего мира, была богата плодородными почвами, полезными ископаемыми, источниками пресной воды, многонаселенными, процветающими городами.
Первоначально Палестина разделялась, сообразно 12 коленам(племенам) Израилевым, на 12 уделов, образовавших при жизни пророка Самуила одно государство, первым царем которого был Саул.
После полуторавекового существоания царство разделилось на два: Иудейское и Израильское, впоследствии завоеванные вавилонянами и ассирийцами; в Iв.до н.э. Палестина была разделена на четыре части, потом на три.
Первоначально Палестина была населена многочисленными ханаанскими племенами: хананеянами, аморитянами, филистимлянами и др., которые мало по малу были завоеваны израильтянами.
Самуил — пророк, которому Бог определил быть судьей народа Израилева. Был мудрым, справедливым, благочестивым, постоянно заботился об Израиле и защищал его. Считается первым из пророков, предрекшим явление Мессии.

Саул — первый израильско-иудейский царь, правивший в XIв. до н.э. Одержал ряд побед над сосед ними царствами. Подданные любили его.
Бог повелел ему наказать амаликитян, оскорблявших народ Израиля, но Саул пощадил их царя и, таким образом, ослушался Бога.
С этого времени им овладел злой дух, он утратил свое благородство. Заподозрив юного Давида в стремлении захватить престол, Саул хотел убить его и вынудил бежать.
Бог не хотел, чтобы Саул оставался царем израильтян. В войне с филистимлянами Саул потерпел поражение. Видя это, а также гибель трех своих сыновей, в том числе и Ионафана, он бросился на меч и погиб.
Повеления Бога Саул получал через пророка Самуила.

Давид — царь древнего Израиля и Иудеи (нач.Х в. до н.э.). Автор поэтических псалмов. Избран на царство Богом.
В войне между израильтянами и филистимлянами юный Давид в единоборстве победил великана Голиафа, поразив его камнем, пущенным из пращи. Царь израильтян Саул, заподозрив Давида в стремлении захватить престол, решил убить его.
Давид бежал, расставшись со своим лучшим другом Ионафаном, сыном царя Саула.
После поражения Саула от филистимлян и самоубийства его Давид становится царем, правит более сорока лет кротко и мудро. Сделал Иерусалим столицей.
Единственный большой грех Давида — любовь к Вирсавии, жене его подданного Урии. Ослепленный любовью, Давид послал Урию на смерть. Гнев Божий был велик — дом Давида посетили различные беды, в том числе моровая язва. Давид глубоко раскаивался и умер в мире.
У него было много детей от нескольких жен, но царство он передал Соломону, сыну Вирсавии. Псалмы Давида — памятник не только поэтической, но и пророческой литературы.

Ионафан — сын царя Саула, близкий друг Давида. Ионафан был храбрым воином, одерживал победы над филистимлянами. Он подружился с Давидом в день его победы над Голиафом, и эта дружба продолжалась до смерти Ионафана.
Ионафан был верным и преданным другом. В знак дружбы он подарил Давиду свою верхнюю одежду, меч, лук и пояс. Дважды он спасал друга от смерти, когда Саул, возненавидев Давида, хотел его умертвить.
После того, как Давид был вынужден бежать от преследований Саула, друзья виделись лишь один раз.
Ионафан погиб вместе с Саулом, его тело было сожжено, но Давид, в память их дружбы, перенес его останки в семейную усыпальницу. Он также посвятил памяти друга одну из своих песен.

Соломон — сын царя Давида и Вирсавии, третий царь Израиля и Иудеи (X в.до н.э.). Бог, возлюбив Соломона, обещал исполнить любое его желание, и Соломон попросил даровать ему "сердце разумное, чтобы судить народ", не испросив для себя никаких благ. Славился великой мудростью, умением решать самые трудные задачи. Написал "Притчи Соломона", "Екклезиаст", "Песнь песней".
Самсон — израильский богатырь, прославившийся в войнах с филистимлянами. Сила Самсона заключалась в его волосах, которые он не должен был стричь. Однажды на него напал лев, и Самсон растерзал его голыми руками. В одной из битв с филистимлянами он избил тысячу воинов ослиной челюстью.
Любовь к филистимлянке Далиле погубила Самсона. Далила выведала у него секрет его силы и остригла ему волосы. Филистимляне схватили его, выкололи глаза, издевались над ним. Тогда Самсон, упершись в столбы здания, в котором находился он и его враги, потряс их с такой силой, что здание обрушилось. Под обломками погибли все.
. . .      . . .      . . .      . . .      . . .      . . .
. . .      . . .      . . .      . . .      . . .      . . .
Ирод I Великий — царь Иудеи (40 — 4 гг. до н. э.), родом идумеянин, основатель идумейской династии Иродов на иудейском престоле. Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, он получил иудейский престол по решению римского сената, в 37 г. до н. э. он захватил Иерусалим.
Установив контроль над страной, Ирод I казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев, подорвав таким образом политическую силу Синедриона и превратив его лишь в религиозный суд, не оказывавший никакого влияния на практическое законодательство. Ирод I присвоил себе право назначать первосвященников, ставя и смещая их по своему произволу.
Во время его правления Иудейское царство имело приблизительно те же границы, что и во времена царя Давида. Оставаясь вассалом Рима, в Иудее он правил вполне самостоятельно и привел страну к экономическому и культурному процветанию. Важнейшим делом Ирода Великого была постройка нового Иерусалимского храма.
Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, Ирод восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа. В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города.
Несмотря на стремление Ирода укрепить свои трон, евреи относились к нему с недоверием, так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. Чтобы примирить с собой народ Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым.
Ему, однако, так и не удалось установить доверительные отношения с еврейским народом. Этому отчасти способствовало и то обстоятельство, что Ирод в восстановленных им городах строил ипподромы и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, финансировал гимнасии, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения.
Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно зелоты, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший Ироду низвержением. Видя невозможность примирения, Ирод задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими мерами.
Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Хасмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен.
Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра.
При таком настроении Ирода вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству св. Матфея (гл. II), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первой мыслью Ирода, по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме.

Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида». Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили (Куббат Рахиль) на выезде из города в сторону Иерусалима. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь. 1-4).
Но главное, чем славен Вифлеем, так это тем, что в этом городе произошло Рождество Иисуса Христа.
Все, что происходило до этого момента, происходило до нашей эры. И, соответственно, все, что произошло после рождения Девой Марией младенца по имени Иисус, произошло уже в нашей эре.
И, соответственно, основная достопримечательность города — более похожая на крепость, чем на храм, базилика Рождества Христова на Ясельной площади с гротом (яслями) Христа, кельей и могилой Святого Иеронима.
Этот храм построен в 326 г. при византийской императрице Елене над «Пещерой Рождества», где, по преданию, родился Иисус. В 529 г. она была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после подавления восстания император Юстиниан восстановил её и значительно расширил.
Вся история и современная жизнь города «вращается» вокруг святынь, а их в этом городе множество: Пещера Вифлеемских младенцев, пещера св. Иеронима, храм св. Екатерины, «Молочная пещера», Поле Пастушков, монастырь Илии Пророка.
Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома Иосифа-плотника и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами.
Неподалёку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил дворец-крепость под названием Иродион. Это тот самый Ирод, о котором повествует библейское сказание об избиении младенцев (царь Ирод, узнав о рождении Мессии, приказал умертвить в Палестине всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже).
К началу данной страницы
Картинки из квадратов \ Уголок Томаса Манна \ Колодец прошлого \