Картинки из квадратов \ Уголок Томаса Манна \ Колодец прошлого \ Разбор полетов \

11.1.4.2. Об удивительном совершенстве первоначального Адама ©

Тема грехопадения — очень важная тема. По сути дела, не поняв сути этой проблемы, мы не сможем понять тайны Спасения, ибо когда мы говорим о Спасении, мы должны знать, кто, кого и от чего спасает. Но говоря о падении, знаем ли мы кто пал? Кем и чем был человек до своего выпадания из рая сладости? Все эти вопросы тесно связаны и посему рассматривать их следует в следующем порядке: сотворение человека, грехопадение, спасение.
О сотворении первого человека в Библии сказано так: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).
По праву Творца Господь — Единственный СОБСТВЕННИК во вселенной. Все сотворенное принадлежит только Ему. Он Один обладает всем и все лишь от Него и Им существует.
Из богатства Своей благости Бог щедро одарил первого человека. О совершенствах его (Адама) говорилось много, начиная со времен первых богословов. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 27–28).
И был помещен первозданный человек в особом месте на земле — в раю. Об этом сказано так: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).
Сотворенный Господом человек предназначен был для того, чтобы владычествовать над миром, быть, по истолкованию святых отцов, царственным священством здесь на земле, и Он же Сам, Бог наш, вводит человека в рай, то есть в это царственное и священное достоинство. Господь Сам передает сотворенный Им мир человеку, помещая его в Раю, чтобы тот хранил его и возделывал.
Бог создал человека для этой удивительной участи — быть более, чем совершенным: Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6), — читаем мы у псалмолмопевца Давида. Так сможем ли мы теперь хотя бы приблизительно представить себе, чем был Человек до своего грехопадения?

Нередко мы слышим о том, что кто-то обладает феноменальной памятью, или даром предвидения, или какими-то другими необычайными способностями, и удивляемся этому. Однако удивляться-то и не следовало бы, потому, что это некогда было естественной частью человеческой жизни. Это лишь слабый отблеск тех совершенств, которыми обладал человек.
Святые отцы говорят, что о совершенствах первого человека прежде всего свидетельствует то, что Адам нарекал имена всем животным (Быт. 2, 20). Бог сотворил животных, а Адам, созданный по образу Творца, дает им имена — он как бы сотворит Самому Богу, раздвигая границы творения. Древние греки говорили: Тот, который дал всему имя, был самый мудрый человек на земле. Этим человеком был Адам, совершенный человек.
Вначале Господь сотворил одного Адама. Он создал его из праха земного. Возникает вопрос: почему Господь Бог не использовал для столь уникального творения какой-нибудь другой материал? Почему именно прах земной?
Бог создал человека из праха земного, чтобы он не гордился, чтобы всегда помнил, что он создан из ничего, чтобы не забывал о своей зависимости от Творца: ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19).
Эта мысль должна была научить человека смирению. Ведь был уже к тому моменту печальный опыт Люцифера — созданный, как чистый дух, он возгордился и пал, превратился в диавола. (Ис. 14, 12). Создавая человека из праха земного, Господь хочет уберечь его от гордыни.

Итак, человек сотворен, введен в рай, владычествует над тварным животным миром, возделывает и оберегает сад сладости. Созданный по подобию Триединого, он мог бы оставаться один; имеющий единство в себе самом как единение тела, духа и души, мог бы не искать соборного единства вне себя...
Но не находится для Адама помощника, как сказано в Писании, подобного ему (Быт. 2, 20).
И Господь наводит на Адама крепкий сон. Когда тот уснул, вынимает одно из ребер его, закрывает это место плотью, и из ребра, взятого у Адама, творит для него жену, Еву. Позже, уже после грехопадения, Адам сам даст ей это имя (Быт. 3, 20).
Имя Ева означает жизнь. Каждое библейское имя, как мы увидим далее, переводится, и перевод каждого имени по смыслу подходит людям, носившим эти имена. Это свидетельствует о том, что живой дух пророчества не оставлял древних людей, пронизывал их жизнь. Когда Адам по пробуждении от сна впервые увидел Еву, он возрадовался и воскликнул: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою; ибо взята от мужа (Быт. 2, 23).

Таким образом, человек, созданный Богом, — это совершенный человек, помощница его — это плоть от плоти, кость от кости его, жена мужа своего, и место, где обитают первые люди, — это особое место, рай. И уже обозначена миссия первых людей: они должны плодиться, размножаться и наполнять землю.
Есть и еще одна миссия, еще одно великое назначение человека — возделывать и хранить сад Едемский, рай, то есть с самого начала уже действует этот удивительный и таинственный принцип, о котором так часто говорят отцы Церкви: Бог спасает нас не без нас. Необходимы усилия Адама, усилия Евы, чтобы возделывать, хранить и поддерживать те удивительные отношения, которые существовали у первозданного человечества в лице Адама и Евы с Богом.
Для того, чтобы мы всегда чувствовали ответственность друг за друга и друг перед другом, Господь Иисус Христос учил нас молиться: Отче наш..., а не Отче мой.... Соборность первочеловечества заключалась в любви между Адамом и Евой, между первыми людьми и Господом, и если бы они сохранили эту соборность, грех бы не состоялся.
К началу данной страницы
Картинки из квадратов \ Уголок Томаса Манна \ Колодец прошлого \ Разбор полетов \