Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ "Основы гармонического языка" (А. С. Оголевец) \ Введение \

7.3.2.4.00.2. "Динамис" тона в греческой одноголосной музыке ©

Начало см. здесь и здесь.
В истории человечества существовала эпоха значительного развития одноголосного музыкального искусства. Греческие теоретики немало занимались
(и немалого достигли) вопросом об отдельном музыкальном звуке.
Теория музыки после древних греков достигла большого развития, но многое в их учениях не утратило своего интереса до сих пор. Птолемей в "Гармонии", как известно, проводит точное различие между тезисом (положением) тона в ладе и динамисом тона (значением).
Под тезисом понималась абсолютная высота тона, так что при перемене тезиса лад или мелодия оказывались в своем неизменном виде и,
начинаясь с любого звука, сохраняли свой характер лишь транспонированные на другую высоту.
Динамис же относился к тональной функции данного тона и, очевидно, соответствовал тому, что мы условно (в данной работе) называем динамической нагрузкой тона.
В данной работе мы не будем заниматься простейшими определениями, например, гаммы, строя, лада, звукоряда, тональности, наклонения, — считая, что эти понятия известны нашим читателям.
Многие из этих понятий должны будут получить совершенно новое определение.
Но беря эти понятия так, как они сложились в традиционной теории и в обычной музыковедческой терминологии, мы должны указать, что тезисное положение тонов по аналогии можно приравнять к положению тонов гаммы друг относительно друга в количественном измерении,
а динамис — ладовым функциям тонов, из которых, к сожалению, с достоверностью различаются теорией лишь очень немногие, — например, звуки тонического трезвучия и звуки, не являющиеся таковыми ("устои" и "неустои").
Продолжение см. здесь.
К началу данной страницы
Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ "Основы гармонического языка" (А. С. Оголевец) \ Введение \