Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ "Основы гармонического языка" (А. С. Оголевец) \ Периодическая тональная система \

7.3.2.4.1.14. Таблица
мажорных тональностей ©

В приводимой здесь таблице мажоров, период каждого звука расположен вертикально; исследуются — звук за звуком — все звуки, употребляющиеся в нашей тональной системе.
Приведенный период звука до расположен в графе 13, читателю надо внимательно просмотреть его и повторить тот же процесс по отношению ко всем другим звукам.
Данная таблица в далеких бемольных и в далеких диезных тональностях имеет условное, чисто умозрительное значение.
Поэтому, если мы проведем две жирные линии от до-бемоль-мажора до до-диез-мажора, они ограничат зону употребительных тональностей со всеми встречающимися в них звуками.
Таким образом, если, например, звук ре-бемоль встречается в до-мажоре как 2 пон. ст., то мы свободно видим все его функциональные фазы, начиная с момента возникновения в качестве 4 пов. ст. в тональности ля-дубль-мажор.
Мы видим, что периоды звуков фа, до, соль и ре целиком входят в зону употребительных мажорных тональностей.
Дальше мы видим, что период звука ре-дубль-бемоль, начинаясь в тональности ля-трипль-бемоль-мажор в качестве 4 пов. ст., заканчивается в тональности до-бемоль-мажор в качестве 2 пон. ст.
Следующая тональность — соль-бемоль, в ней (графа 13) мы находим начало периода звука до в качестве 4 пов. ст. и конец его в тональности си-мажор в качестве 2 пон. ст.
Следующая за си-мажором тональность — это фа-диез-мажор. В ней мы находим в вертикальной графе 25-й начало периода звука си-диез в качестве 4 пов. ст. и окончание его в тональности ля-дубль-диез мажор в качестве 2 пон. ст.

Таким образом, понятие периода звука позволяет нам умозрительно соединять целых 36 мажорных тональностей, пронизывая их тремя периодами энгармонически (в темперированной системе) равных друг другу звуков, обычный же круг представлений замыкался только 15-ю тональностями.