Картинки из квадратов \ Игры для детей \ Карточки Домана \ Компьютерная реализация карточек Домана \
 

4.7.3.4. Программируемая карточка Домана

 

Способность мгновенно различать карточки с 98 и 99 кружочками поистине удивительна.

Г. Доман, Д. Доман
4.7.3.4.1. Версия A         4.7.3.4.2. Версия B
В настоящем Разделе представлена наиболее совершенная из всех разработанных мною карточек — программируемая карточка Домана. Она очень хорошо подходит для обучения маленьких детей визуальному распознаванию количества по методике
Г. Домана
(в результате такого обучения дети приобретали совершенно феноменальные способности по визуальному восприятию).
Как всегда, представлены две версии программы: Версия B раскрывается на весь экран, тогда как Версия А работает в стандартном окне броузера (чтобы вернуться из "Версии В"  обратно, нажмите на клавиатуре CTRL + W). Ниже приведена очень подробная инструкция по работе с программой. Желательно, чтобы вы прочли ее прежде, чем начали играть.

Открыв программу, вы увидите на экране рамку, ограничивающую собой некоторую прямоугольную область (ее положение и размеры могут быть настроены в широких пределах, как описано ниже). Внутри этой прямоугольной области могут отображаться красные квадратики, число которых вводится либо с клавиатуры, либо "из задания".
Рассмотрим сначала процедуру ввода числа квадратов с клавиатуры. Поскольку теперь, в отличие от карточки со Страницы 4.7.3.3, допускается ввод не только однозначных, но также и двух-, трехзначных чисел, процедура ввода несколько изменена. А именно, набрав на клавиатуре необходимое число (например, 9, или 56, или 120), нажмите в завершение клавишу с буквой x, после чего набранное вами количество квадратов отобразится внутри рамки.
Однако, имейте в виду, что при установленных по умолчанию размерах карточки вы беспроблемно сможете отобразить на ней число квадратов только от 1 до 60. При большем числе квадратов им станет "тесно" внутри рамки и вам придется увеличить ее размеры (или уменьшить размер квадратов).
При попытках ввода большего числа квадратов, чем их может поместиться на карточке данных размеров, будет выскакивать сообщение типа: "Stack overflow at line: 183". Если это произойдет, перезагрузите программу (нажмите в броузере кнопку "Обновить" ("Refresh") или клавишу F5 на клавиатуре). Если вы этого не сделаете, дальнейшее функционирование программы может стать некорректным.
Допустим, что по методу, описанному выше, вы визуализировали на карточке 18 квадратов, а теперь желаете визуализировать на ней 42 квадрата. Для этого вам не нужно предварительно очищать пространство карточки от уже имеющихся на ней 18-ти квадратов. Просто набирайте на клавиатуре число 42 и вводите его (нажав клавишу x). Уже присутствующие на карточке квадраты сами собой исчезнут, а вместо них визуализируются новые 42 квадрата. Но если вы все же хотите очистить пространство карточки от имеющихся на ней квадратов, просто нажмите на клавишу x (предварительно не набирая на клавиатуре какого-нибудь числа).
Чтобы проверить, сколько квадратов изображено на карточке в данный момент, нажмите на клавиатуре клавишу с буквой z и прочитайте соответствующее сообщение.

Карточка вполне может отобразить и сто, и тысячу квадратов, однако для этого ее параметры, установленные по умолчанию, должны быть изменены. Для изменения параметров нажмите на клавиатуре клавишу с буквой c, в результате чего откроется панель настройки. Если эта панель открылась на неудобном для вас месте, перетащите ее мышью туда, куда сочтете нужным.
Во-первых, вы можете изменить положение карточки на экране. Для этого либо перетащите ее мышью в нужное вам место (поместив указатель мыши внутрь карточки), либо установите желаемые значения (выраженные в пикселах) в поля "Отступ слева" и "Отступ сверху", после чего обязательно нажмите на кнопку "Применить", чтобы вновь установленные значения реализовались.
Далее, вы можете изменить размеры карточки (ее размеры по умолчанию установлены равными 450450 пикселов). Для изменения размеров введите нужные значения (выраженные в пикселах) в поля "Ширина" и "Высота", после чего нажмите на кнопку "Применить", чтобы введенные значения установились.
Вы можете растянуть карточку на весь экран, можете даже сделать ее размеры больше размеров экрана (в этом случае, конечно, появятся полосы прокрутки).
Вы можете изменить также толщину и цвет рамки, ограничивающей карточку. Для изменения толщины введите в поле "Толщина рамки" нужное значение в пикселах и нажмите кнопку "Применить". Для изменения цвета рамки введите в поле "Цвет рамки" шестнадцатиричный код нужного вам цвета и также нажмите на кнопку "Применить". Шестнадцатиричный код цвета можно легко подобрать в программах из Раздела 2.2.1.
Наконец, вы можете изменить размер квадратов, которые будут визуализироваться внутри карточки (по умолчанию их размер установлен равным 30-ти пикселам). Введите свое значение в пределах от 1 до 100 в поле "Размер квадрата" и нажмите кнопку "Применить". Квадраты должны быть достаточно большими, чтобы ребенок мог их хорошо различать. Но сами для себя вы можете немного поозорничать. Например, установите размер квадратов равным 1-му пикселу и сгенерируйте какое-то количество квадратов такого размера. Сможете ли вы различить их внутри рамки? Это может оказаться непростым делом, особенно если рамка большая, а число сгенерированных квадратов невелико.
2-х и 3-х пиксельные квадраты различить уже достаточно просто. На карточке стандартных размеров (т. е. 450450 пикселов) можно сгенерировать 1000 однопиксельных квадратов (или 1000 2-х пиксельных). Генерация такого большого количества квадратов может занять некоторое время (на медленных компьютерах — до минуты). Можете полюбоваться на эти произведения искусства.
Если вы будете перемещать мышью рамку, внутри которой находятся квадраты, то последние сначалы вывалятся из рамки, а потом снова "запрыгнут" в нее (когды вы отпустите кнопку мыши). Можете показать эти прыжки ребенку, они его порадуют.
Для демонстрации карточек ребенку по методике Домана следует подобрать такие значения параметров, при которых карточка могла бы генерировать число квадратов от 1 до 100, размеры квадратов были бы достаточно большими, а сама карточка оптимально использовала бы пространство экрана вашего монитора.
При подборе параметров вы можете руководствоваться замечаниями Г. Домана по изготовлению картонных карточек.

После того, как вы подберете нужную вам совокупность параметров карточки, их лучше всего сохранить, поскольку при последующих запусках программы она будет открываться с прежними значениями параметров, установленными по умолчанию. Поэтому, после того, как вы подберете параметры, нажмите на панели настройки кнопку "Копировать настройки", и параметры будут скопированы в буфер обмена. Затем откройте программу "Блокнот", щелкните по ее окну правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите пункт "Вставить".
После этого сохраните вставленный в "Блокнот" текст (никак не редактируя его!) в виде обычного текстового документа под именем, например, "Мои любимые настройки".
Затем, при последующих запусках программы, когда она откроется с параметрами, установленными по умолчанию, откройте "Блокнот" с ранее сохраненными настройками, щелкните по его окну правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите пункт "Выделить все". После того, как выделение состоялось, щелкните по нему правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите пункт "Копировать". Ранее сохраненные настройки скопируются в буфер обмена.
Затем в программе с карточкой Домана откройте панель настройки и нажмите кнопку "Загрузить настройки". Параметры карточки мгновенно установятся в соответствии с загруженными настройками.

Г. Доман рекомендует демонстрировать карточки ребенку очень быстро. Вам не удастся это сделать, если вы будете вводить число квадратов, подлежащих отображению на карточке, с клавиатуры. Кроме того, ваши манипуляции с клавиатурой будут отвлекать внимание ребенка. Поэтому предусмотрен ввод чисел "из задания", которое должно быть сформировано до начала занятия.
Последовательность чисел, входящих в задание, можно набрать либо непосредственно на панели настройки, либо загрузить из "Блокнота". Рассмотрим сначала первую возможность.
Откройте панель настройки (нажмите на клавиатуре клавишу с буквой c) и установите переключатель "Ввод чисел" в положение "из задания". В поле "Добавить к заданию" введите первое число последовательности чисел, образующих задание, и нажмите кнопку "OK". Доман рекомендует использовать 5-ти элементные последовательности чисел для каждого отдельного занятия с ребенком.
После того, как вы нажмете кнопку "OK", появятся надписи, что задание уже есть и его длина равна 1 (на надписи "Шаг задания: нет" и "Текущее число: нет" не обращайте пока внимания). Вы можете сразу же начать отображать на карточке число квадратов, соответстствующее заданию, последовательно нажимая на клавиатуре клавишу с буквой x.
В данном случае, поскольку задание является одноэлементным, на экране будет последовательно отображаться одно и то же число квадратов, но каждый раз на разных местах. Это, конечно же, не очень интересный режим, поэтому давайте сделаем задание по крайней мере пятиэлементным.
Для этого добавьте к заданию еще четыре числа, последовательно вводя их в поле "Добавить к заданию" и каждый раз нажимая после этого кнопку "OK". Сформировав пятиэлементное задание, вы можете закрыть панель настройки и приступить к демонстрации последовательности карточек, соответствующей заданию.
Для этого просто последовательно нажимайте на клавиатуре клавишу с буквой x. Если ваше задание было n - элементным, то во время первых n нажатий клавиши x вы продемонстрируете все n карточек, входящих в задание, а начиная с (n + 1) - го нажатия задание начнет прокручиваться снова.
Если бы во время демонстрации вы не закрывали панель настройки, то увидели бы, что на ней отображаются текущий шаг задания, а также текущее число квадратов, отвечающее этому шагу (шаги задания нумеруются от 0 до (n - 1) при n - элементном задании).
Если во время формирования задания, при вводе в него чисел, вы случайно ввели не то число, то нажмите на панели настройки кнопку "Обнулить задание" и начните ввод чисел сначала.

Задание можно сформировать и в "Блокноте", а потом уже загрузить в программу с карточкой Домана. Откройте "Блокнот" и установите курсор в левом верхнем углу (по умолчанию он там уже и находится). Введите слово "task" (без кавычек, разумеется), после чего нажмите на клавиатуре клавишу "Enter". Введите первое число задания, после чего снова нажмите "Enter". Аналогично введите все числа задания, завершая ввод каждого числа (в том числе и самого последнего) нажатием клавиши "Enter". В заключение сохраните введенный в "Блокнот" текст под названием, например, "Задание номер 26".
В принципе, вы можете заблаговременно сформировать таким образом несколько различных заданий и сохранить их на диске как разные текстовые документы. Перед началом занятия с ребенком вы открываете нужное задание и копируете его текст в буфер обмена.
Для этого вы щелкаете по окну "Блокнота" правой кнопкой мыши и в появившемся меню выбираете пункт "Выделить все". После того, как выделение состоялось, щелкаете по нему правой кнопкой мыши и в появившемся меню выбираете пункт "Копировать". В результате текст из "Блокнота" окажется скопированным в буфер обмена.
Теперь в программе с карточкой Домана открываете панель настройки и нажимаете на ней на кнопку "Загрузить задание". Вам будет указано, что задание есть, а также отобразится его длина. Можете приступать к демонстрации карточек из задания.
4.7.3.4.1. Версия A         4.7.3.4.2. Версия B
  К началу данной страницы
Картинки из квадратов \ Игры для детей \ Карточки Домана \ Компьютерная реализация карточек Домана \