Картинки из квадратов \ Арифметика "на квадратах" \ Разное \ Музыка \ "Основы гармонического языка" (А. С. Оголевец) \ Периодическая тональная система \

7.3.2.4.1.2. Две основные теоретические системы прошлого ©

Не надо много говорить об эклектических теориях, но следует указать на две основные борющиеся в музыкальной науке концепции, претендующие на значение кардинальных систем взглядов в теории.
Это, с одной стороны, так называемая пифагорейская система, основным выводом которой является соотношение между диатоническим и хроматическим полутонами, при котором первый является меньшим, нежели второй.
Второй системой взглядов являются так называемые теории натурального звукоряда ("чистого строя"), которые утверждают обратное соотношение между полутонами.

И, наконец, эпоха появления атональности, окончательного воцарения взглядов на абсолютную равновеликость полутонов:  Шенберг — "Zwolftonsystem".
В некоторой степени эти воззрения являются третьей "системой" взглядов, родившейся в результате "примирения противоречий" между двумя основными.
Однако, никакие поиски компромиссов при желании спасти обе системы взглядов не дают спасения;
не убедительны заявления, что в силу "небольшого искажения" в темперированной системе уживаются обе системы, что в полутоновой шкале мы при желании можем находить особенности двух основных систем.
Именно эта робость перед научным мышлением и приводит к тому, что исключаются предпосылки к подлинному выяснению сравнительной ценности обеих систем, коль скоро дана удобная третья "система".