Картинки из квадратов \ Прямоугольники, собранные из квадратов \

5.4. Креатор блочных систем

 
5.4.1. Версия A         5.4.2. Версия B
Программа, представленная в данном Разделе, может рассматриваться как обобщение программ для сборки мозаик, поскольку в ней допускается сборка конструкций из цветных квадратов разной величины. Это обобщение открывает новые, по сравнению с обычными мозаиками, возможности для визуального моделирования математических понятий.
В основном, мы будем ориентироваться на моделирование различных понятий из теории графов и электрических сетей, не забывая при этом также и другие сюжеты, навеянные, например, задачами сборки прямоугольников из попарно-различных квадратов; в качестве примера можно посмотреть на раскрашенную композицию Морона, изготовленную в данном креаторе. Пожалуйста, прежде чем играть, ознакомьтесь с приведенной ниже инструкцией.

Как всегда, представлены две версии программы: Версия B раскрывается на весь экран, тогда как Версия А работает в стандартном окне броузера (чтобы вернуться из "Версии В"  обратно, нажмите на клавиатуре CTRL + W).
В данной программе у левой стороны окна расположен только лишь один исходный "единичный квадрат". Содержательно вы можете интерпретировать его как "квадратную первоформу" Малевича, и порождаемые из него конструкции — как некоторые "двумерные архитектоны".
Оттащив мышью этот исходный единичный квадрат на удобное для вас место экрана, вы можете затем увеличить его до любых желаемых размеров. Чтобы осуществить увеличение, нажмите вверху окна программы кнопку "Увеличить".
Единичный квадрат начнет увеличиваться со скоростью, указанной в поле под кнопкой "Скорость" (значение скорости дано в миллисекундах). Чтобы изменить установленное по умолчанию значение скорости, введите в поле свое значение и обязательно нажмите после этого на кнопку "Скорость", чтобы введенное значение установилось. Чтобы остановить увеличение квадрата, повторно нажмите на кнопку "Увеличить" (или же нажмите на кнопку "Уменьшить", тогда увеличивавшийся квадрат начнет уменьшаться).
Далее вы можете оттащить мышью еще один исходный единичный квадрат и также подвергнуть его процедуре увеличения. Продолжая в том же духе, вы создадите на экране любое количество квадратов требуемых размеров. Впрочем, вы можете приступить к сборке некоторой конструкции сразу же по мере формирования квадратов.
В этом последнем случае вам будет проще приложить очередной единичный квадрат к нужному месту собираемой конструкции и уже затем произвести его увеличение. Причем обратите внимание на такую возможность: вы можете произвести выбор угла квадрата, который останется неподвижным в процессе увеличения (просто выберите соответствующее значение из выпадающего списка вверху окна программы).
Когда множество квадратов различных размеров уже присутствует на экране, вы можете снова при помощи инструмента "увеличения — уменьшения" изменить размеры какого-либо выделенного среди них квадрата. Под "выделенным" подразумевается квадрат, с которым вы в последний раз производили манипуляции с мышью. Чтобы сделать выделенным произвольный нужный вам квадрат, просто щелкните по нему мышью.
При необходимости, отдельные квадраты из складываемой конструкции можно удалить. Для этого наведите на подлежащий удалению квадрат указатель мыши и нажмите на клавиатуре клавишу с буквой z.

Вы можете закрасить отдельные блоки собранной вами конструкции в различные цвета. Для этого нажмите сначала вверху окна программы кнопку "Цвет закраски". Откроется панель с набором цветов для закраски, которые по умолчанию выбраны из палитры группы Де Стиль.
Установите переключатель напротив того цвета, которым вы желаете закрасить некоторый блок своей конструкции, наведите на этот блок указатель мыши и нажмите на клавиатуре клавишу с буквой "c". Блок окрасится в нужный цвет.
При желании вы можете изменить набор цветов для закраски, установленный по умолчанию. Для этого установите на панели переключатель напротив того цвета, который вы желаете изменить, введите в поле под кнопкой "Новый цвет" шестнадцатеричный код нового цвета и нажмите на эту кнопку. Цвет на панели цветов для закраски изменится на выбранный вами.
Цвета и их шестнадцатеричные коды лучше всего выбирать из так называемой "безопасной палитры" (ее цвета более или менее одинаково отображаются на всех типах мониторов). Эта палитра приведена на Странице 2.2.1.1 (на ней под каждым цветом расположен его шестнадцатиричный код).
Откройте эту страницу, захватите с экрана код понравившегося вам цвета и затем вставьте его в поле под кнопкой "Новый цвет". Как захватываем код. Устанавливаем на экране курсор мыши в начало нужного кода, нажимаем левую кнопку мыши и тянем слева-направо. Код должен выделиться.
Внимание! На Странице 2.2.1.1 наступление реального выделения может несколько запаздывать по отношению к вашим манипуляциям с мышью. Наконец, после того, как выделение состоялось, щелкаем по нему правой кнопкой мыши и в выехавшем меню выбираем пункт "Копировать". Все! Нужный код скопирован в буфер обмена.
Чтобы вставить его из буфера обмена в поле под кнопкой "Новый цвет", щелкните по этому полю правой кнопкой мыши и в выехавшем меню выберите пункт "Выделить все". После того, как выделение записанного ранее в поле состоялось, щелкните по этому выделению снова правой кнопкой мыши и в открывшемся меню выберите пункт "Вставить". Шестнадцатиричный код цвета, который "сидел" у вас в буфере обмена, вставится в поле, "забив" находящуюся там ранее запись. В заключение, после того как новый код вставится в поле, обязательно нажмите на кнопку "Новый цвет", чтобы новое значение цвета установилось.
Совершенно аналогичным образом вы можете при желании поменять и цвет фона, на котором вы выкладываете свою конструкцию. Для этого введите вверху окна программы в поле под кнопкой "Цвет фона" шестнадцатиричный код нового цвета фона (выбрав его, как было описано выше, из безопасной палитры
со Страницы 2.2.1.1).
Кстати говоря, после смены цвета фона в программе, вы можете впоследствии работать с безопасной палитрой со Страницы 2.2.1.1 "более тонко" (в случае, если в креаторе блочных систем понадобиться после замены цвета фона подобрать еще раз новые цвета для закраски). По умолчанию на Странице 2.2.1.1 установлен цвет фона с кодом 99CC99. Если в креаторе вами установлен другой фон, то такой же фон желательно установить и в безопасной палитре, поскольку цвета для закраски квадратов будут смотреться по разному на разных фонах.
Чтобы установить новый цвет фона на Странице 2.2.1.1, вставьте его код в поле вверху страницы и нажмите кнопку "Цвет фона", расположенную слева от этого поля. Цвет фона изменится на выбранный вами.

Вы можете также поменять ширину и цвет бордюрчиков, окаймляющих квадраты. Для этого нажмите сначала на кнопку "Исходный квадрат" вверху окна программы. Откройте панель установки параметров исходного квадрата.
По умолчанию ширина бордюра исходного квадрата установлена равной 1-му пикселу. Чтобы поменять ее, введите желаемое значение (в пикселах) в поле под кнопкой "Ширина" и затем обязательно нажмите на эту кнопку, чтобы введенное значение установилось.
Совершенно аналогично можно поменять и цвет бордюрчика, только теперь вам придется ввести в соответствующее поле шестнадцатиричный код нужного цвета, пользуясь таблицей безопасных цветов (как было описано выше).

После того, как конструкция из квадратов будет собрана, вы можете сохранить ее в виде html-файла. Для этого наведите сначала указатель мыши на кнопку "Картина" и в появившемся меню выберите пункт "Перерисовать". Ваша конструкция перерисуется в новом окне, которое будет раскрыто на весь экран. Дальнейшие действия по сохранению подробно описаны на Странице 2.1.4.
Перед процедурой сохранения вы можете передвинуть собранную вами композицию, чтобы она более гармонично смотрелась на пространстве экрана.
Чтобы подвигать свою композицию "как единое целое" по пространству экрана, наведите сначала указатель мыши на кнопку "Картина" и в появившемся меню выберите пункт "Сдвинуть". Откроется панель установки параметров сдвига. Если эта панель открылась на неудобном для вас месте, то перетащите ее мышью туда, куда сочтете нужным.
По умолчанию предполагается, что сдвиг будет производиться с шагом в одну клеточку и через промежуток времени, равный одной секунде (1000 миллисекунд). Вы можете поменять эти значения, набрав нужные вам в соответствующих полях панели и обязательно нажав после этого кнопки "Шаг" или "Скорость", чтобы вновь введенные значения установились.
Теперь определитесь с тем, куда вы желаете сдвинуть свою композицию: вверх, вниз, влево или вправо, и нажмите соответствующую кнопку на панели. После того, как процесс сдвига запущен, остановить его будет можно, нажав на кнопку "Стоп!". Пожалуйста, обратите внимание! Если, например, вы нажали на кнопку "Влево", а затем, с целью остановить движение (или случайно), повторно нажали на эту же кнопку, то вы уже никак не сможете остановить процесс сдвига. Вам придется нажимать на кнопу "Обновить" в окне броузера (или кнопку F5 на клавиатуре), после чего набранная вами композиция будет утеряна.
Поэтому никогда не нажимайте одну и ту же кнопку с указанием направления сдвига дважды, не разделив эти нажатия нажатием кнопки "Стоп!". А вот нажимать кнопки с указанием различных направления сдвига (например, "Влево", "Вправо" или "Влево", "Вправо", "Вверх", "Вниз"), не разделяя их нажатия нажатием кнопки "Стоп!", вполне возможно. Этим вы заставите свою композицию "плясать" на экране, что иногда может доставить удовольствие. Параметры пляски можно регулировать при помощи значений шага и скорости сдвига. Останавливается пляска нажатием кнопки "Стоп!".

Не исключено, что после того, как вы сохраните собранную вами конструкцию в виде html-файла, вам захочется отредактировать ее. Для этого откройте ее в броузере, по методу, описанному на Странице 2.1.3, захватите с экрана ее код и вставьте его в программу. Вставка осуществляется следующим образом. Наведите указатель мыши на кнопку "Картина" вверху окна программы и в появившемся меню выберите пункт "Загрузить". Через пару секунд конструкция загрузится в программу и станет доступной для редактирования.
Имеются достаточно широкие возможности по редактированию загруженной в программу конструкции. Вы можете просто передвинуть в ней отдельные квадраты, или же добавить к ней новые, или же удалить из нее отдельные квадраты, наведя на них указатель мыши и нажав при этом на клавиатуре клавишу с буквой z.
5.4.1. Версия A         5.4.2. Версия B
К началу данной страницы  
Картинки из квадратов \ Прямоугольники, собранные из квадратов \